УНО

Управление народного образования
г. Тирасполя

0 (533) 777 34

г. Тирасполь, ул. Манойлова, 33

ГМО учителей географии

6 декабря 2022 года на базе МОУ «ТГМГ» прошло городское методическое объединения учителей географии на тему «Диалоговое обучение на уроках географии как фактор повышения качества образовательного процесса».

Выступление из опыта работы: «Практикум проблемно-диалогического обучения на уроках географии как один из аспектов достижения качества образования» Молдавчук О.И. - учитель географии 2 кв. категории МОУ «ТГМГ».  Учитель представила вниманию гостей выступление из опыта работы «Практикум проблемно-диалогического обучения на уроках географии как один из аспектов достижения качества образования». Свой доклад Ольга Ивановна начала с определения термина «диалог», определила его место в системно-деятельностном подходе, а также вывела аудиторию на технологию проблемного подхода. Были определены преимущества технологии проблемного подхода, а также структура, формы работы и этапы данного подхода. Всё выступление учителя сопровождалось примерами практического применения проблемно-диалогического подхода на уроках географии. В качестве примера был представлен конспект урока по теме «Географические координаты» в 5 классе, «Озера» в 6 классе, «Почвы. Образование почв» в 8 классе. В качестве выводов педагогом были представлены примеры мотивирующего приема (актуальность, яркое пятно и др.), приведены преимущества и недостатки, побуждающего и подводящего диалогов.

Практикум «Развитие речевых навыков у учащихся на уроках географии посредством использования диалоговой технологии. Лебедева Т.В. – учитель географии I кв.категории МОУ «ТСШ-К №12», Кириленко А.И. – учитель географии МОУ «ТСШ-К №12». Татьяна Владимировна поделилась практикой развития речевых навыков у учащихся 5-7 классов на уроках географии. Свое выступление учитель начала с видео Т.В.Черниговской «Современный учитель, его роль, чему должны учить педагоги будущего». Было раскрыто определение термина «речь» с позиции Б.Г.Ананьева, Л.С.Выготского, А.Г.Арушановой. Раскрыто понятие диалоговой технологии с позиции М.Бахтина. Особая роль отводилась здоровьесбережению и стабилизации эмоционального фона на уроках географии с помощью физминутки и музыкального фона.  Также учитель поделилась практикой приемов «гимнастики для мозга» через выполнение простых физических упражнений: непрерывное рисование, кулак-ребро-ладонь, носик-ушко, восьмерки, самомассаж головы. В своей работе Татьяна Владимировна использует для развития навыков речи такие формы как защита докладов и рефератов, географический батл, систематическое чтение, поэзия. Эти формы работы способствуют формированию навыков дискуссии, расширению словарного запаса, умению взаимодействовать друг с другом и в группе, расширяет географический кругозор.

Дополнил данную тему Кириленко А.И. - учитель географии МОУ «ТСШ-К №12», который поделился опытом развития речевых навыков на уроках географии в старших классах. Вниманию коллег были представлены цели, актуальность и задачи развития речевых навыков, развитие коммуникативной компетенции и доминирующей компетенции учителя. Александр Иванович поделился практическими приемами развития речевых навыков, которые использует на своих уроках. Это опрос в форме диалоговой пары, двойной дневник, зигзаг, перекрестная паутина, прогнозирование с помощью открытых вопросов.  Использование этих методов позволяет развивать умение отвечать на вопросы, находить нужную краткую информацию, прислушиваться к мнению выступающих и высказывать своё мнение, обмениваться материалом.

Был проведен практикум по определению коммуникативной готовности к диалогу с ребенком. Рассматривались мимика, жесты, улыбка, позы и взгляд педагога. Была проведена диагностика на определения психотипа учителя с помощью рисунка. Иожица О.И. – психолог I кв. категории МОУ «ТГМГ», Осипенко А.В. – психолог 2 кв.категории МОУ «ТГМГ». Все участники ГМО активно принимали участие в тестировании по определению психотипа педагога.

Выступление «Результативность проблемно-диалогического обучения на уроках географии.  Гнаткова М.В.- учитель географии высшей кв.категории МОУ «ТГМГ». Мария Владимировна поделилась формами невербального диалога. Вниманию коллег были представлены результаты применения проблемно-диалогического обучения на уроках географии - интегрированный урок - пресс-конференция (география + английский язык) по глобальным проблемам человечества, участие гимназистов в круглых столах, географическом диктанте, дистанционных олимпиадах, исследовательском обществе учащихся и печать своих работ в сборниках.  С помощью практического материала учитель доказала, что интегрированные уроки развивают коммуникативные навыки.