УНО

Управление народного образования
г. Тирасполя

Приемные дни: вторник c 1500 до 1700

г. Тирасполь, ул. Манойлова, 33

Как помочь ребенку привыкнуть к школе

Переход из детского сада в новую школьную жизнь — сложный период для ребенка. На родителях и педагоге лежит ответственность за то, чтобы адаптация прошла успешно.

Как ребенок привыкает к школе

Адаптация первоклассника к школе — серьезный процесс, к которому родители нередко относятся без должного внимания. Чаще всего взрослые просто ставят ребенка перед фактом, не осознавая, что у него есть страхи, непонимание и стресс. 

В первом классе ребенок проходит три вида адаптации.

1.                   Социальная адаптация.

Это принятие нового коллектива, людей и правил. Ребенок осознает свою новую роль, учится взаимодействовать с учителем и одноклассниками.

2.                  Физиологическая адаптация.

Это то, как организм ребенка подчиняется новым условиям. При сложностях с привыканием к школе у детей нарушается сон и аппетит, повышается утомляемость. 

3.                  Психологическая адаптация.

В школе приходится не только слушать учителя, но и анализировать его слова, работать на уроках и выполнять домашние задания. Ребенку приходится осознавать новую реальность и обустраиваться в ней. 

«Здесь важен такой момент, как зрелость нервной системы. Как правило, она наступает в возрасте 7 лет, поэтому не стоит торопиться отдавать ребенка в школу раньше. При неразвитой нервной системе ребенок не сможет воспринимать информацию на слух, будет испытывать сложности с чтением и письмом. В таких случаях адаптироваться будет намного тяжелее» — считает педагог-психолог Ольга Грицкан. 

От чего зависит успех в адаптации

«Дети привыкают к школе по-разному. Адаптация может длиться от двух до шести месяцев, но наиболее трудное время — это первые 2-3 недели» — говорит учитель начальных классов Наталья Полищук. 

Если ребенок посещал детский сад, он быстрее сможет найти язык с новыми людьми, чем тот, кто воспитывался дома. Но это не гарантирует успеха в остальных видах адаптации. 

Сложности с привыканием могут быть у детей, которые в семье окружены чрезмерной опекой и вниманием. Такие малыши часто не знают, как действовать в конфликтных ситуациях — скорее всего, они сами будут их провоцировать. 

«Вопрос, как подготовиться к школе, больше не о том, куда ходил и чем занимался ребенок. Здесь важнее, чему научили его родители и другие значимые взрослые: умеет ли он ошибаться, адекватно принимать реакции на свои действия и анализировать их самостоятельно», — утверждает Ольга.

При правильной подготовке дошкольника адаптация проходит безболезненно. Это можно понять, если:

·                     Ребенок активно взаимодействует с одноклассниками, беспрепятственно общается с учителем.

·                     Проявляет интерес к урокам, спокойно и успешно выполняет домашнее задание.

·                     Его эмоциональное состояние стабильно, нет перепадов настроения и нежелания идти в школу.

·                     Быстро приспособился к новому режиму дня. 

Но идеальная картина наблюдается далеко не у всех. Нередки случаи, когда ребенку требуется дополнительная помощь. 

Как скорректировать неуспешную адаптацию

Можно выделить несколько признаков, которые сигнализируют о замедленной или неуспешной адаптации:

1.                   Ребенок держится в классе обособленно, чувствует себя одиноко.

В этом случае задача классного руководителя — создать атмосферу теплоты в классе и распространить ее на всех учеников. На переменах организовывать игры, которые развивают коммуникацию и сплачивают коллектив. 

2.                  Плохая успеваемость.

Трудности при изучении школьной программы, отставание от других детей, низкая скорость чтения — признаки проблем с адаптацией. Плохая успеваемость ведет к снижению самооценки, что также влияет на то, как ребенок освоится в социуме.

Учитель начальных классов Наталья Полищук: «Педагогу важно учитывать, что ведущей деятельностью учеников долгое время была игровая, поэтому некоторые этапы урока стоит проводить в такой форме. Не лишним будет и положительное подкрепление успехов: нужно хвалить детей, поощрять приобретение новых навыков».

3.                  Негативное отношение к школе.

Жалобы на уроки, одноклассников и учителей — частое сопровождают неуспешную адаптацию. В этом случае родителям полезно объяснить ребенку, для чего он ходит в школу, что в целом она из себя представляет и почему важно найти общий язык с другими детьми и взрослыми. 

Учителю стоит вести уроки доверительным, мягким тоном, показывая детям, что вы настроены доброжелательно и заинтересованы в них. 

4.                  Неусидчивость.

Первоклассника переполняют эмоции, это нормально. Однако если ребенок не может поддерживать стабильный эмоциональный фон на уроке, его поведение в классе вызывает дискомфорт у учителя и одноклассников. Педагогу в таких случаях придется его корректировать: самостоятельно провести беседу с учеником, при необходимости обратиться к школьному психологу и рассказать родителям, чтобы решить проблему в адаптации комплексно.

Обязательно стоит поговорить о проблемах с родителями ребенка: так как большую часть времени дети проводят дома, основная ответственность за адаптацию лежит на них. Часто взрослые не могут справиться самостоятельно, поэтому стоит обратиться за помощью к специалистам — психологам или логопедам.