
УНО
Управление народного образования
г. Тирасполя
Приемные дни: вторник c 1500 до 1700
г. Тирасполь, ул. Манойлова, 33
Управление народного образования
г. Тирасполя
Приемные дни: вторник c 1500 до 1700
г. Тирасполь, ул. Манойлова, 33
Переход
из детского сада в новую школьную жизнь — сложный период для
ребенка. На родителях и педагоге лежит ответственность за то,
чтобы адаптация прошла успешно.
Как ребенок привыкает к школе
Адаптация
первоклассника к школе — серьезный процесс, к которому родители
нередко относятся без должного внимания. Чаще всего взрослые просто ставят
ребенка перед фактом, не осознавая, что у него есть страхи,
непонимание и стресс.
В первом
классе ребенок проходит три вида адаптации.
1.
Социальная адаптация.
Это принятие
нового коллектива, людей и правил. Ребенок осознает свою новую роль,
учится взаимодействовать с учителем и одноклассниками.
2.
Физиологическая адаптация.
Это то, как
организм ребенка подчиняется новым условиям. При сложностях с привыканием
к школе у детей нарушается сон и аппетит, повышается
утомляемость.
3.
Психологическая адаптация.
В школе
приходится не только слушать учителя, но и анализировать его
слова, работать на уроках и выполнять домашние задания. Ребенку
приходится осознавать новую реальность и обустраиваться в ней.
«Здесь важен такой момент, как зрелость нервной системы. Как правило, она
наступает в возрасте 7 лет, поэтому не стоит торопиться отдавать
ребенка в школу раньше. При неразвитой нервной системе ребенок
не сможет воспринимать информацию на слух, будет испытывать сложности
с чтением и письмом. В таких случаях адаптироваться будет
намного тяжелее» — считает педагог-психолог Ольга Грицкан.
От чего зависит успех в адаптации
«Дети привыкают к школе по-разному. Адаптация может длиться
от двух до шести месяцев, но наиболее трудное время — это
первые 2-3 недели» — говорит учитель начальных классов Наталья Полищук.
Если ребенок
посещал детский сад, он быстрее сможет найти язык с новыми людьми,
чем тот, кто воспитывался дома. Но это не гарантирует успеха
в остальных видах адаптации.
Сложности
с привыканием могут быть у детей, которые в семье окружены
чрезмерной опекой и вниманием. Такие малыши часто не знают, как
действовать в конфликтных ситуациях — скорее всего, они сами будут
их провоцировать.
«Вопрос, как подготовиться к школе, больше не о том, куда
ходил и чем занимался ребенок. Здесь важнее, чему научили его родители
и другие значимые взрослые: умеет ли он ошибаться, адекватно
принимать реакции на свои действия и анализировать
их самостоятельно», — утверждает Ольга.
При правильной
подготовке дошкольника адаптация проходит безболезненно. Это можно понять,
если:
·
Ребенок активно взаимодействует
с одноклассниками, беспрепятственно общается с учителем.
·
Проявляет интерес к урокам, спокойно
и успешно выполняет домашнее задание.
·
Его эмоциональное состояние стабильно, нет
перепадов настроения и нежелания идти в школу.
·
Быстро приспособился к новому режиму
дня.
Но идеальная
картина наблюдается далеко не у всех. Нередки случаи, когда ребенку
требуется дополнительная помощь.
Как скорректировать неуспешную адаптацию
Можно выделить
несколько признаков, которые сигнализируют о замедленной или неуспешной
адаптации:
1.
Ребенок держится в классе
обособленно, чувствует себя одиноко.
В этом
случае задача классного руководителя — создать атмосферу теплоты
в классе и распространить ее на всех учеников.
На переменах организовывать игры, которые развивают коммуникацию
и сплачивают коллектив.
2.
Плохая успеваемость.
Трудности при
изучении школьной программы, отставание от других детей, низкая скорость
чтения — признаки проблем с адаптацией. Плохая успеваемость ведет
к снижению самооценки, что также влияет на то, как ребенок освоится
в социуме.
Учитель начальных классов Наталья Полищук: «Педагогу важно учитывать, что
ведущей деятельностью учеников долгое время была игровая, поэтому некоторые
этапы урока стоит проводить в такой форме. Не лишним будет
и положительное подкрепление успехов: нужно хвалить детей, поощрять
приобретение новых навыков».
3.
Негативное отношение к школе.
Жалобы
на уроки, одноклассников и учителей — частое сопровождают
неуспешную адаптацию. В этом случае родителям полезно объяснить ребенку,
для чего он ходит в школу, что в целом она из себя
представляет и почему важно найти общий язык с другими детьми
и взрослыми.
Учителю стоит
вести уроки доверительным, мягким тоном, показывая детям, что вы настроены
доброжелательно и заинтересованы в них.
4.
Неусидчивость.
Первоклассника
переполняют эмоции, это нормально. Однако если ребенок не может
поддерживать стабильный эмоциональный фон на уроке, его поведение
в классе вызывает дискомфорт у учителя и одноклассников.
Педагогу в таких случаях придется его корректировать: самостоятельно
провести беседу с учеником, при необходимости обратиться к школьному
психологу и рассказать родителям, чтобы решить проблему в адаптации
комплексно.
Обязательно
стоит поговорить о проблемах с родителями ребенка: так как большую
часть времени дети проводят дома, основная ответственность за адаптацию
лежит на них. Часто взрослые не могут справиться самостоятельно,
поэтому стоит обратиться за помощью к специалистам — психологам
или логопедам.